Уважаемые посетители Официального информационного портала Республики Саха (Якутия)!


Для просмотра актуальной информации, размещаемой органами власти Республики Саха (Якутия), используйте
обновленную версию Официального информационного портала Республики Саха (Якутия)

Согласно п.2 вопроса 3 Протокола совещания Председателя Правительства РС (Я) Чекина Е.А. с главами МО и ГО РС (Я) № Пр-22-П1 от 22 марта 2017 года доступ к административной части старой версии официального информационного портала Республики Саха (Якутия) http://old.sakha.gov.ru закрыт

Уважаемые администраторы сайтов ОМСУ! Создание сайтов на обновленном портале sakha.gov.ru происходит на безвозмездной основе в соответствии с Постановлением Правительства РС(Я) №201 от 14.05.11в порядке описанном в разделе Официальный информационный портал


Техподдержка Портала.
Общая информация

 

Информация об экономической ситуации в Республике Саха (Якутия)

 

Республика Саха (Якутия) является одним из динамично развивающихся субъектов Дальневосточного региона Российской Федерации. Обширная территория, богатый ресурсный потенциал, наличие крупных действующих экспортно-ориентированных предприятий, выгодное географическое положение и близость рынков сбыта стран Азиатско-Тихоокеанского региона, уникальный туристский потенциал создают предпосылки для формирования в Республике Саха (Якутия) стратегического форпоста России на Дальнем Востоке.

По итогам мониторинга социально-экономического развития регионов Российской Федерации, проводимых Министерством регионального развития Российской Федерации, Республика Саха (Якутия) в 2012 году занимает лидирующие позиции по сводному индексу социально-экономического положения (14 место). Республика включена в группу лидеров по инвестиционной привлекательности (8 место), по реальному сектору экономики (14 место).

Республика Саха (Якутия) относится к важнейшим минерально-сырьевым и горнодобывающим регионам России, занимает ведущее место в Российской Федерации по добыче алмазов, золота, сурьмы. В значительных масштабах для внутренних и экспортных целей ведется добыча угля, нефти, для внутренних потребностей добываются природный газ, платина, камнецветное сырье, строительные материалы и другие полезные ископаемые. По рейтингу общих запасов всех видов природных ресурсов Якутия занимает первое место в Российской Федерации. По рейтингу общих запасов природных ресурсов Якутия занимает первое место в РФ. Удельный вес запасов полезных ископаемых Якутии в минерально-сырьевом потенциале России составляет: по алмазам - 82%, золоту - 17%, урану - 61%, сурьме - 82%, железным рудам - 6,2%, углю - 40%, олову - 28%, ртути - 8%. Имеются значительные запасы редкоземельных элементов, серебра, свинца, цинка, вольфрама.

Якутия - один из первых субъектов России, реализующих программный метод управления социально-экономическим развитием региона. В рамках принятой системы планирования социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) приняты и реализуются совокупность взаимосвязанных документов долгосрочного, среднесрочного и краткосрочного планирования, направленных на обеспечение устойчивого роста благосостояния населения и развития экономики республики. Начиная с 2012 года,  95% государственного бюджета республики охвачено государственными программами. В Республике принято и реализуются 37 государственных программ по основным направлениям социально-экономического развития.

Благодаря планомерной реализации основного стратегического документа долгосрочного социально-экономического развития республики - Схемы комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года (далее, Схема-2020), разработанной по поручению Президента РФ В.В. Путина, текущая социально-экономическая ситуация Республики Саха (Якутия) с 2006 года характеризуется реальным ростом основных макроэкономических показателей, опережающим развитием производственной, транспортной, энергетической и социальной инфраструктуры. Республика постепенно уходит от рискованной моноотраслевой направленности экономики, развиваются новые отрасли промышленности, создаются новые рабочие места, обеспечивается увеличение объемов собственных доходов бюджета Республики.

Якутия становится крупнейшим нефтегазовым регионом и будет играть значительную роль в диверсификации экспорта углеводородов в восточном направлении. Благодаря вводу в 2009 году нефтепроводной системы «Восточная Сибирь – Тихий океан», добыча нефти увеличилась в 10 раз (к 2008 году).

С вводом в эксплуатацию крупнейшего даже в мировых масштабах Эльгинского угольного комплекса новый импульс развития получит угледобывающая отрасль республики.

Практическая разработка компанией «Газпром» гигантского Чаяндинского нефтегазоконденсатного месторождения положила старт реализации масштабной Восточной газовой программы, в рамках которой будет построен магистральный газопровод «Якутия - Хабаровск - Владивосток».

Главной особенностью стратегии развития Республики Саха (Якутия) является формирование крупных промышленных узлов по кластерному типу с широким межрегиональным эффектом.

В Западной Якутии, где традиционно добываются алмазы, на общей транспортной и энергетической инфраструктуре, формируется новый Якутский центр нефте- и газодобычи России с перерабатывающей и гелиевой промышленностью.

В Южной Якутии – в уникальном с учетом наличия богатейших природных ресурсов и более развитой инфраструктуры формируется крупный промышленный район, основанный на добыче и обогащении угля, железных и урановых руд, химического производство.

Кластер в Северо-Восточной Якутии будет специализироваться на добыче и переработке цветных и редкоземельных металлов.

В Центральной Якутии формируется транспортно–логиистический узел, научно-образовательный комплекс, планируется дальнейшее развитие ювелирного и алмазогранильного производства.

В каждом кластере предполагается развивать опорные населенные пункты с развитой социальной инфраструктурой.

 

Валовой региональный продукт в 2012 году превысил 543 млрд. рублей с реальным ростом 103,4% к 2011 году и обеспечен увеличением промышленного производства (106,6%), инвестиций в основной капитал (110,2%), строительных работ (104,1%), объемов перевезенных грузов (112,5%), розничного товарооборота (102,6%) и платных услуг населению (103,1%).

По отдельным позициям темпы социально-экономического развития республики за 2012 год превысили среднероссийский уровень. К таким показателям относится индекс промышленного производства – 106,6% (по РФ – 102,6% оценка), инвестиции в основной капитал – 110,2% (по РФ – 105,5%). Темпы роста выше, чем в целом по Российской Федерации сложились по реальной заработной плате – 111,9% (по РФ – 109,1%), по реальным денежным доходам – 103,5% (по РФ – 103,0%).

 

 

Динамика основных показателей развития Республики Саха (Якутия)

 

  

 

Темпы роста в сопоставимых ценах,
в % к предыдущему периоду

2012 к 2002, в %

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

1. Валовой региональный продукт

104,3

107,7

104,9

103,4

104,5

107,2

97,6

101,6

106,5

103,4

149

2. Продукция промышленности

102,5

112,5

93,4

100

100,5

104,2

86,4

117,6

111,3

106,6

136

- добыча полезных ископаемых

100,4

114,6

93,7

100,8

101,9

104,6

85

120,3

112,1

107,9

143,3

- обрабатывающие производства

127,8

109,1

90,6

82,9

90,8

98,2

87,9

119

112

94,1

102,9

- производство и распределение электроэнергии, газа и воды

100,2

103,6

93,7

101,1

96,1

103,5

95,1

101,7

106

100,4

100,7

3. Внешнеторговый оборот

121,7

143,4

127,3

101,6

96,1

111

65,1

213

143,5

103,3

494,9

4. Продукция сельского хозяйства

102,2

100,6

103,6

95,2

100,9

102,1

100,2

97,3

95,3

99,6

96,7

5. Объем строительных работ

104,2

109,2

113,5

107,2

134,4

111,3

118

67,3

112,5

104,1

192,4

6. Инвестиции в основной капитал

107,1

105,7

130,2

102,1

192,2

114

109,4

63,8

123,6

110,2

313,5

7. Ввод в действие жилых домов

105,1

91,4

108,6

110,7

111

90,8

100,9

103,3

105,2

111,7

142,5

8. Оборот розничной торговли

125,1

102,3

105,5

108,6

107,4

107,6

102,1

103,6

102,7

102,6

188,9

9. Реальные располагаемые денежные доходы населения

114,8

106,1

106,3

105,8

104,2

107,9

102

102,7

102,4

102,6

143,9

10. Уровень безработицы,

в % к ЭАН

9,3

8,8

8,9

9,5

7,6

9

8,7

8,8

9,0

8,0

-

11. Доля прибыльных организаций в экономике, в %

46,9

48,6

56,7

56,5

63

64,4

59,9

64,7

67,5

67

-

 

К локомотивам промышленного производства - добыче алмазов (2,8 млрд. долл. или 104% к 2011 году), нефти (6,7 млн. тонн или 122%), угля (12256 тыс. тонн или 124%) добавилась добыча золота: впервые за последние пятнадцать лет добыто более 20 тонн золота (21,3 тонны или 112% к уровню предыдущего года).

Также возросли объемы добычи газа до 2 млрд.м3 (105,7%), производства ювелирных изделий до 1 443,9 млн. руб. (128,4%), выработки электроэнергии до 8,5 млрд. кВтч (103,5%).

Индекс промышленного производства в республике по итогам 2012 года составил 106,6% к уровню 2011 года, что выше среднероссийского показателя (102,6%). Рост промышленного производства обеспечен в основном за счет добычи нефти (120,5%), алмазов (99,7%), золота (110%), производства электроэнергии (103,6%).

Инвестиции в основной капитал за 2012 год составили 221,1 млрд. рублей или в сопоставимых ценах 110,2% к 2011 году. Объем работ по виду деятельности «строительство» - 65,2 млрд. рублей или 104,1%, ввод в действие жилья – 356,2 тыс. кв.м общей площади или 111,7% к вводу жилья в 2011 году.

В рамках создания круглогодичной, связанной с общероссийской и межрегиональной сетями транспортной системы завершается строительство ключевого проекта создания опорной транспортной сети – пускового комплекса железнодорожной линии Беркакит – Томмот – Н.-Бестях (Якутск). В ближайшее время начнется проектирование и строительство мостового перехода через р.Лена в районе г.Якутска.

В результате политики сдерживания роста цен и тарифов в 2012 году достигнут исторический минимум инфляции - 5,4%.

Сальдированный финансовый результат деятельности предприятий составил 79,4 млрд. руб., что на 14% превысило показатель 2011 года.

С учетом положительных изменений в экономике достигнута стабильность в сфере занятости и рынка труда. Общая численность безработных уменьшилась на 9,3 % и составила 40 тыс. чел. Уровень общей безработицы снизился с 9,0 до 8,0%.

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата составила 39 912,8 рублей с реальным ростом на 11,9%. Среднедушевые денежные доходы населения в месяц за 2012 год составили 27 966 рублей с ростом к 2011 году в сопоставимых ценах на 2,6%.

        

Сельское хозяйство

Высокий удельный вес сельского населения республики (36%) обуславливает особое внимание органов власти к вопросам поддержки и развития села и сельского хозяйства. Несмотря на сложные климатические условия хозяйствования, республика занимает первое место в ДФО по поголовью крупного рогатого скота и третье место по объему производства сельскохозяйственной продукции. 

С 2002 года государственная поддержка товарного сельскохозяйственного производства осуществляется на основе программно-целевого метода. За период с 2002 по 2012 год объем государственной поддержки отрасли увеличился в 2,1 раза (в 2002 году объем господдержки 3,5 млрд. рублей, в 2012 году – 7,5 млрд. рублей). Решение задач по развитию агропромышленного комплекса республики предусматривается с учетом территориально-производственного размещения отраслей АПК по районам. Приоритетное развитие получат агропромышленные формирования, расположенные непосредственно в «точках роста» промышленного, транспортного и энергетического комплексов.

С 2011 года осуществляется постепенная передача органам местного самоуправления финансовых полномочий на поддержку и развитие сельскохозяйственного производства. В 2012 году из 7,5 млрд. рублей, предусмотренных в государственном бюджете на реализацию госпрограммы развития сельского хозяйства, 33 % (2,5 млрд. рублей) направлено в виде субвенций муниципальным районам и городским округам.

В целях сокращения отставания социально-экономического развития сельских территорий, повышения качества жизни на селе, усиления мотивации граждан к проживанию на селе, устойчивого функционирования сельскохозяйственного производства 2013 год в Республике Саха (Якутия) объявлен Годом села, принята комплексная программа «Устойчивое развитие сельских территорий Республики Саха (Якутия) на 2013 - 2016 годы и на период до 2020 года».

 

Бюджетная политика в последние годы была направлена на повышение качества управления общественными финансами, укрепление и наращивание доходной части республиканского бюджета, повышение эффективности расходов бюджетных расходов, создание эффективной системы межбюджетных отношений как с федеральным центром, так и с органами местного самоуправления, выполнение обязательств на всех уровнях власти и усиление контроля за использованием государственных средств, оптимизацию управления государственным долгом.

Динамика поступления доходов в консолидированный бюджет Республики Саха (Якутия) за 2002-2012 годы показывает ежегодный рост доходной части бюджета республики (рис. 2)

 

Доходы консолидированного бюджета

Республики Саха (Якутия) за 2002-2012 годы

 

 

    

Республика Саха (Якутия) - один из немногих субъектов в Дальневосточном и Сибирском регионах, которому присвоены кредитные и инвестиционные рейтинги международных агентств, которые ежегодно повышаются и подтверждаются.

В 2012 году международное рейтинговое агентство Fitch Ratings повысило долгосрочные рейтинги республики до нового уровня - инвестиционной категории: в иностранной и национальной валюте с уровня "BB+" до "BBB-", национальный долгосрочный рейтинг с уровня "AA(rus)" до "AA+(rus)".

По версии Standard & Poor's долгосрочный кредитный рейтинг Республики Саха (Якутия) повышен с «BB-» до «ВВ+», а ее рейтинг по национальной шкале — с «ruAA-» до «ruAA+».

 

В Республике Саха (Якутия) активно реализуется социальная политика, Якутия входит в двадцатку субъектов РФ с высоким уровнем индекса развития человеческого капитала.

В 2012 году более половины средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) выделено на реализацию 11 государственных программ социально-культурной сферы. 19 % расходов бюджета направлено на развитие образования, 14 % и 13 % – на развитие здравоохранения и социальной политики соответственно.

Приоритетное внимание уделяется повышению уровня жизни якутян. В 2012 году среднемесячная заработная плата составила почти 40 тысяч рублей, что выше прожиточного минимума трудоспособного населения в 3,4 раза.

По сравнению с 2011 годом в 2012 году реальная заработная плата в увеличилась на 11,9% (по России – на 9%).

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» утверждена Концепция повышения заработной платы работников бюджетного сектора экономики и минимальной заработной платы в республике на 2012-2017 годы, которая предусматривает поэтапное доведение минимальной заработной платы к 2014 года до прожиточного минимума трудоспособного населения, установленного в республике, повышение заработной платы отдельных категорий работников.

Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума в 2012 году сократилась по сравнению с предыдущим годом на 1,3 процентных пункта до 17,3%. Этому способствовало не только нарастающее увеличение начисленной заработной платы, но и постоянный рост доли социальных выплат в структуре денежных доходов населения – с 17,6 до 18,6 %.

Якутия входит в состав немногих регионов России, в которых сохранился естественный прирост населения (9-е место в РФ, 1-е место в ДФО). В 2012 году республика занимала 7-е место по общему коэффициенту рождаемости (17,8‰) в России (13,3‰), и 1-е место среди регионов в Дальневосточном федеральном округе (13,9‰). Показатель коэффициента смертности за 2012 год по сравнению с предыдущим годом сократился до 9,3‰ и был ниже среднероссийского уровня (13,3‰), и ДФО (13,1‰).

За 2010-2012 годы объем финансирования мер социальной поддержки увеличился с 6,0 до 7,7 млрд рублей. С 2011 года реализуется предоставление республиканского материнского капитала «Семья» при рождении (усыновлении) третьего, либо последующего ребенка, начиная с 1 января 2011 года. С 2012 года реализуются меры социальной поддержки, направленные на поддержку инвалидов (оплата проезда до места реабилитации, до мест обучения в ВУЗах, ССУЗах, а также на обеспечение техническими средствами реабилитации, не вошедшими в федеральный перечень).

Активно решается вопрос обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Только в 2012 году на строительство и приобретение жилья для этих граждан выделено более 1 млрд. рублей,  обеспечено жильем 712 человек.